Навигация

Служба медиации PDF Печать E-mail

Что же такое медиация?

Медиация – это особые переговоры с участием третьей нейтральной стороны (посредника, медиатора). Главная задача медиатора – помочь конфликтующим сторонам перейти к соглашению, которое бы удовлетворяло их подлинные интересы.

Школа – это открытая динамическая система, сложное многоуровневое сообщество, пронизанное сотнями невидимых нитей взаимодействий и взаимоотношений, в котором каждый участник образовательного процесса постоянно выстраивает коммуникацию со множеством людей. И в условиях большого количества участников сообщества (дети, учителя и родители) конфликты являются неизбежной составляющей системы взаимоотношений. Далеко не все конфликты разрешаются без потерь для всех его сторон. Кроме того, иногда мы оказываемся вообще не в состоянии разрешить тот конфликт, участником которого оказались. Поскольку появление конфликтов неизбежно в силу того, что они являются частью нормального функционирования любой социальной системы, негативное отношение к конфликтам может отрицательно сказаться на работе всей системы…В настоящий момент существует и другое понимание конфликта – как явления, помогающего обнаружить и разрешить существующие противоречия. Такой подход акцентирует внимание на конструктивных функциях конфликта:

  • на возможности обнаружить «проблемные» точки,
  • оптимизировать процесс взаимодействия,
  • дать сторонам конфликта возможность лучше понять друг друга.

Эффективное использование позитивных эффектов конфликта зависит не только от соответствующего отношения к этому явлению, но также и от выбранного способа его разрешения. На сегодняшний день хорошо известны две технологии разрешения конфликта: арбитраж и медиация. Арбитраж – это способ разрешения конфликта, при котором третья сторона выступает в роли судьи. При таком способе разрешения конфликта арбитр на основании своего представления о ситуации принимает решение, которое стороны обязаны исполнять. В данной технологии инициатива и ответственность полностью передаётся арбитру, а сторонам даётся возможность только высказывать аргументы своей позиции. Примером использования этой технологии в школе являются конфликтные и различного рода административные комиссии. Альтернативой арбитражу является технология медиации, которая отличается тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения и решения конфликта лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор является тем, кто структурирует обсуждение, помогая направить общение в конструктивное русло.

(материалы взяты из «Сборника  методических материалов для специалистов службы сопровождения образовательного учреждения «ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ» ЦПМСС Кировского района Санкт-Петербурга, составители: Лаптева А.С. ,Камакина О.Л. ,Кузьмин Г.С., выпуск №30, СПб, 2015)