Проектная и исследовательская деятельность
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения
Полезные сайты для исследовательской деятельности
Темы исследовательских работ:
В 2020-2021 учебном году мы реализуем участие в российском проекте «Успешное чтение»
Как сделать проект?
Этапы работы над проектом:
1. Определить направление проектной работы, выбрать руководителя. 2. Определить с руководителем тему проекта. 3. Погружение в проект . 4. Планирование деятельности. 5. Осуществление деятельности. 6. Оформление результатов (скачать шаблон для заполнения). 7. Подготовка к публичной презентации.
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ.
Учебный проект -учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
- между известным и неизвестным;
- между знаниями и умениями;
- между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
- между потребностями и возможностями их реализации;
- между житейскими представлениями и научными знаниями.
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
- имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
- требуется установить сходства и различия;
- важно установить причинно-следственные связи;
- необходимо обосновать выбор;
- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта -
теоретическими закономерностями
- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
- обсуждает тему;
- определяет свои потребности;
- принимает решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор;
- ищет противоречия, формулирует проблему;
- формулирует цель проекта.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
Информационный (проект,целью которого является сбор,анализ и представление информации по какой-либо
актуальной тематике).
Исследовательский (проект,направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование
какой-либо проблемы).
Прикладной (практико-ориентированный) (проект,имеющий на выходе конкретный продукт; проект,направленный на
воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком).
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли).
Творческий (проект,направленный на создание какого-то творческого продукта,предполагает свободный,нестандартный
подходк оформлению результатов работы).
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности
обучающихся инаселения; сбор,анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике).
Инженерный (создание планов,чертежей,расчетов,макетов).
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
- русский язык и литература
- иностранный язык (английский)
- второй иностранный язык (немецкий / французский)
- математика и информатика
- общественно-научные предметы (обществознание,право,история,экономика)
- естественно-научные предметы (биология,химия,физика,экология)
- искусство (изобразительное искусство,музыка,мировая художественная культура)
- технология
- физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности
- другие направления (психология, профориентация,социальная направленность)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
Письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация,
рецензия, литературный календарь);
Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель;
Материальный объект, макет, чертеж, иное конструкторское изделие; веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик; Отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты).
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- погружение в проект
- планирование деятельности
- осуществление деятельности
- оформление результатов
- подготовка к публичной презентации
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
- выбор темы
- обоснование актуальности
- определение проблемы
- формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
- формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
- определение этапов работы
- подбор методов и средств решения проблемы
- проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
- получение и анализ данных
- оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
- обсуждение и корректировка данных
- выражение ожидаемого результата (представление)
Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
- паспорт проекта
- проект (описание проекта), итоговый продукт
- лист оценки процесса подготовки проекта (заполняет руководитель)
- лист оценки результата проекта (заполняет эксперт)
- лист оценки презентации проекта
- сводная таблица итоговых баллов по результатам оценочных процедур
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
|
ВВЕДЕНИЕ
|
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3 страниц
|
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
|
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
|
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
|
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
Заключение по объему не более 1 страницы
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Список литературы включает не менее 8 источников
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
Обязательное паспорт проекта на защиту. Приложения можно оформить в отдельную папку
|
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный,практический,информационный интерес),цель проекта; поставленные задачи для достижения цели;этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия,раскрывающие тему, интерес к теме в науке,разные позиции и точки зрения,анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе,какие исследования провели, к каким выводам пришли,какой материал собрали,что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили,использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены,получен ли результат,как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
- Общий объем описания проекта должен составлять не менее 15 и не более 29 печатных страниц.
- Текст должен быть набран на компьютере, шрифт 14,Times New Roman,интервал 1,5. Поля: верхнее 2 см, нижнее 2 см,левое 3 см,правое 1,5 см.
- Текст печатается на одной стороне страницы,ссылки на источники указываются в скобках, например [ 4,стр.6-7], где «4»- это номер источника в списке литературы.
- Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; на титульном листе номер страницы не ставится.
- Новый раздел начинается с новой страницы.
- Теоретический и практический разделы должны иметь наименование (в соответствии и темой проекта).
- Название раздела печатается заглавными буквами, жирным шрифтом.
- Разделы нумеруются римскими цифрами.Список литературы и приложение не нумеруются.
- Проект должен иметь титульный лист.
- Список литературы формируется в соответствии с ГОСТом.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
- Нормативно-правовые акты.
- Научная и учебная литература(книги,монографии,учебные пособия,учебно-методические пособия,справочники).
- Конституция Российской Федерации.- М.:Эксмо,2013.-63 с.
- Власов, О.И.Толковый словарь О.И.Власов. – М.: Дрофа,2010. – 1020 с.
- Водянец,П.Л. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]. – http://…(адрес указывается полностью) — статья в интернете.
- Иванов, К.И. Основы права: учебник для вузов / К.И.Иванов.- М.: Дрофа,2012. – 256 с. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – http://…(адрес указывается полностью).
|